Во Дворце культуры «Арктика» состоялась премьера спектакля «Спасти Александра Пушкина».
Театр, как известно, начинается с вешалки, а спектакль – с первой реплики, точнее с летящего в «наше всё» ботинка. Вот так, с первого жеста актёр театра-студии «РаддаА» Дмитрий Новиков показал зрителям, что в ближайший час они увидят новый формат нарьян-марского театра.
Повествование о жизни классического «маленького человека», плывущего по течению времени, спотыкается об историю «солнца русской поэзии» Пушкина. И все вроде бы неплохо, как у всех: садик, школа, техникум, любовь, армия, свой магазинчик. Да вот не ладится, к чертям всё летит, удары судьбы один за другим бьют под дых. И кого винить? Пушкина, конечно… Да и срез времени в истории Миши Питунина такой, что получается винить-то больше некого: конец СССР, перестройка, девяностые, нулевые.
Но в один момент наступает перелом: Миша вдруг осознает, что Пушкин – великий Пушкин, который всю жизнь ему испортил – никому не нужен! Вообще! Для народа «наше всё» стал анахронизмом. И уже аксиома «любимый поэт – Пушкин, композитор – Чайковский, ну, а художник – Репин» не работает. И тут Питунин всерьез задумывается: а можно ли было бы спасти поэта, а вместе с ним и свою жизнь? И, кажется, получается… «Наше всё» становится в жизни героя тем «сюжетным стержнем», на который нанизаны все события его серого существования. Без Пушкина история мальчика-юноши-парня-мужчины превратилась бы в банальную «чернуху» Ленинграда, а затем и Питера того времени.
Но не будем раскрывать всех карт, ведь премьерный спектакль прошел на ура, пусть и не при полном аншлаге, и, скорее всего, будет повторён. По содержанию и форме постановка рассчитана практически (с цензором 16+) на всевозрастную аудиторию. Те, кто родился еще в СССР, проникнутся драмой главного героя, брошенного на растерзание новой эпохе. Зрители поколения миллениума оценят режиссуру, демонстрирующую что-то похожее на стендап, со своеобразным юмором и тонкой иронией. Тем, кому интересна визуальная сторона, наверняка понравятся лаконичные декорации и мини-инсталляции, собирающиеся в темноте прямо перед зрителем. Любителям драматургии придется по душе присутствие в спектакле жанра «почти моно» неких образов-воспоминаний в черных «бадлонах».
Поклонникам нарьян-марского театра будет интересно и то, что эта первая режиссерская работа актера, играющего в спектакле Мишу Питунина, Дмитрия Новикова. В ролях «воспоминаний» выступили опытные артисты Дарья Казанцева и Василий Корепанов, и новички сцены Артём Котов и Катерина Лудникова. И, конечно, ничего не получилось бы без грамотного наставления руководителя театра-студии «РаддаА» Ларисы Горбанёвой.
Отдельно хочется назвать имена людей, не появляющихся на сцене, но от общей и слаженной работы которых зависело всё, даже жизнь героев на сцене. Это художники оформители Алёна Орлова (руки которой вы видели в песочных зарисовках), Филипп Кычин, Татьяна Подволоцкая, Илья Лыков, работу которых актёры так нещадно крушили весь спектакль. Костюмер Ольга Правилова, сшившая замечательно-атмосферные плащи. Звукорежиссёр Александр Осичев, художник по свету Алексей Машков и оператор мультимедиа Даниил Щапков, знающие текст лучше актеров, потому что попробуй уследи за полётом слов героя в десятиминутных монологах. Техник сцены Руслан Безумов, без которого голова бы не взлетела!
Вот так прошло воскресенье во Дворце культуры «Арктика», в «обезжиренной» правде времени 90-х, в странных ощущениях слияния эпох, в ироничной и грустной истории о потере ценностей и попытке спасти свою душу.